Одно из моих любимых произведений Достоевского - " Двойник",
это, не только литературное произведение, но, пожалуй, целый психиатрический очерк..
Достоевский мастерски описал художественным языком то, что согласуется с психиатрией и подтверждается научными знаниями. Здесь наглядно показана вся симптоматика психического расстройства главного героя, мастерски описан конфликт его бессознательного.
Проецируя собственные негативные качества во вне - все свои запретные фантазии, деструктивные комплексы, неудовлетворенные желания, скрытые амбиции грандиозного эго, герой воссоздает в собственном воображении своего двойника,
способного и направленного на то, чтобы защитить его личность от разрушения, и воплотить в " альтернативной реальности" все, что бессознательно вытесняется - честолюбие, поиск признания других людей, стремление к богатству и власти, мания величия, желание занять не свое место, двуличие и подлость, все, то, что на уровне сознательного находится для героя под запретом и не дает выхода наружу, порождая таким образом внутренний конфликт.
Патологически нарциссичный, шизоидный герой даёт выход своему двойнику, способному реализовать все, что сам герой не может, однако, это оборачивается для него катастрофой - потерей своей личности, поглощенной её двойником.
Достоевский, гениально описал весь процесс расщепления личности не будучи даже специалистом в области психиатрии,
но, на то, они и гениальные люди, обладающие особым внутренним чутьем.
Объявление
Свернуть
Пока нет объявлений.
О " Двойнике " Достоевского
Свернуть
X
Свернуть
Речь Голядкина стремится прежде всего симулировать свою полную независимость от чужого слова: "он сам по себе, он ничего". Это симулирование независимости и равнодушия так же приводят его к непрестанным повторениям, оговоркам, растянутости, но здесь они повернуты не во вне, не к другому, а к себе самому: он себя убеждает, себя ободряет и успокаивает и разыгрывает по отношению к себе самому другого человека. Успокоительные диалоги Голядкина с самим собою - распространеннейшее явление в этой повести. Рядом с симуляцией равнодушия идет, однако, другая линия отношений к чужому слову - желание спрятаться от него, не обращать на себя внимания, зарыться в толпу, стать незаметным: "он ведь такой, как и все, он только так себе, а то такой, как и все". Но в этом он убеждает уж не себя, а другого. Наконец, третья линия отношения к чужому слову - уступка, подчинение ему, покорное усвоение его себе, как если бы он и сам так думал, сам искренне соглашался бы с этим: "что он, пожалуй, готов, что если уж на то пошло, то он тоже может, почему же и нет, отчего же и нет".Таковы три генеральные линии ориентации Голядкина, они осложняются еще побочными, хотя и довольно важными. Но каждая из этих трех линий уже сама по себе порождает очень сложные явления в голядкинском сознании и в голядкинском слове.
- вот и говори потом о " непсихологичности" Достоевского!.. ))
это же описание типичного проявления нарциссизма и расщепления, согласно классической психологии.
Прежде всего возникает вопрос о самой функции диалога с самим собой в душевной жизни Голядкина. На этот вопрос вкратце можно ответить так: (диалог позволяет заместить своим собственным голосом голос другого человека) (c)
- заместить своим собственным голосом голос чужого...
и таким образом в его сознании происходит взаимодействие нескольких личностей, причём, как мы наблюдаем в этих внутренних диалогах - каждая личность ( голос) обладает своими собственными особенностями поведения, взаимодействий и предпочтений...
например, в виде создания сетевых двойников, подобных двойнику Голядника..
стартап может иметь несколько двойников, причём, разного пола, разной линии поведения, манер, почерка,.
он, подобно персонажу Достоевского, ведёт от их имени ( а, возможно и с ними, в своём воображении) диалоги, точно так же проецирует вовне через них свои комплексы, самоутверждается, ведёт сетевые игры, плетет интриги...а по сути, как и герой повести - постепенно распадается на части.
мда...интересное явление.