Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Итак, изъясняя как Бог проявляет Себя, и через что познаётся, Пётр и Павел говорят о Божественной силе (2-е Петра 1:3), о вечной силе (Римлянам 1:20), и о Божестве (Римлянам 1:20).

Вечная Божественная сила представляет собой единоцелостные смысловые связи, которыми соединены все вещи и процессы, и которые реализуют то или иное свойство Божеского естества, распознаваемое по характеру событий и разворота процессов, и по устройству вещей.

Цель этой реализации - дать "всё потребное для жизни и благочестия" (2-е Петра 1:3)

Также мы выяснили, что невозможно отделить свойство Божеского естества - от силы.
По сути, это одно, так как всякое свойство Бога обладает силой смысловых связей, реализующих его.

Поэтому Павел употребляет понятие "вечная сила Его" в связке с понятием "божество" - которое описывается греческим θειότης, (тхэйОтэс), обозначающим Божественный характер и красоту Бога.

Собственно, характер и есть совокупность свойств Божеского естества, действующих в силе.

Так что их красота познаётся не в пустоте, а как раз-таки через силу, то есть через смысловые связи, реализующие искомые свойства.

Здесь-то нам и предлагается исследовать и "рассмотреть" (Римлянам 1:20), как разворачиваются эти связи в широту, долготу, глубину и высоту (ср. Ефесянам 3:18), чтобы сложилась картина "поэмы" Божией (Римлянам 1:20).

Греческое ποιήμασιν (пойЭмасин), переведённое как "творения", описывает, как нетрудно догадаться, произведение Художника.

Но Павел не стал бы употреблять это редкое для Нового завета слово (всего два употребления), только лишь для подчёркивания Авторства Бога.

Для этого повсеместно в Новом Завете используется понятие "ктисис" - творения.
Очевидно, что Павел применяет понятие "поэма", чтобы подчеркнуть красоту, гармонию, и элегантность картины реализации свойств Божеского естества.

И как тут не обратиться к постоянному читателю с возгласом - разве не переживали вы восторг от открывшейся картины путей Божиих, которые так премудро и изящно реализовали в вашей жизни такие свойства Божеского естества, как вездесущность, всеведение, предусмотрительность, точность, терпение, учительность, благовременную помощь, мир и покой, и так далее.

Мы уже не говорим о Писании, в котором это дано в концентрированной форме через построение Писания.

И мы уже не говорим об устройстве материи и вселенной, где элегантность и красота антропного принципа очевидна даже неверующим атеистам.

Таковы краткие выводы о понятии Элохим, применительно к Его проявлениям и Его познанию через эти проявления.

Теперь обратимся к этимологии слова Элохим, которое образовано из двух частей: корень "эль" или "элох", в единственном числе, и умножающее окончание "им", превращающее Бога во множественное число.

Бог, умножающий Самого Себя. Что это такое?

Давайте начнём с главного наблюдения: если Бог умножает Самого Себя, то всё равно нет ничего кроме Бога, и притом единого, так как это оговорено главнейшей заповедью Писания.

То есть, мы обязаны соблюдать примат учения в анализе искомого умножения.

Следовательно, умножение нужно понимать не как копирование Самого Себя, а как свойство Его имени, как Единого, в рамках учения.

Поэтому нужно разобраться, в чём заключается умножение Имени единого Бога, как Единого, которое, будучи главным свойством, должно на чём-то проявляться, - как и все свойства.

И если мы найдём некое проявление множественности, то через это поймём, в чём заключается само свойство.

Для этого обратимся к посланию к Евреям, к его началу:

"1. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2. в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил" (Евреям 1:1,2)
Во-первых, нетрудно заметить сравнение множества пророков - с единственным Сыном.
Если Бог говорит в пророках, то их - множество, а если в Сыне, то Он - Один.

Во-вторых, к порокам прилагается фраза "многократно и многообразно".

Оба слова употребляются во всём Новом Завете только здесь (!), - что, как нам хорошо известно, является признаком особого смысла, который невозможно или трудно передать другими словами.

Собственно, нам и нужно найти этот особый смысл, рассматривая значения указанных слов, и сопоставляя с учением о едином Боге.

Многократно - пολυμερως (полюмэрОс):

1) по различным частям, в отдельных деталях;
2) многократно;

Многообразно - πολυτρόπως (полютрОпос):

1) многообразно, различными способами;

Значение первого слова как "многократно", ничем особенным не выделяется, и употребляется в Писании не единожды, с использованием других греческих слов.

А вот второе значение - "различными частями", "отдельными деталями" - уникально, и укладывается в приведённое Павлом сравнение, когда Бог говорил "в пророках" - во множественном числе, а в последние дни - "в Сыне", в единственном числе.

То есть, множественное число пророков приведёно не случайно, а как элемент учения о подаче Слова через пророков!

Следовательно, Павел хочет сказать, что подача Слова распределена так, что через одного пророка передаются только "отдельные детали" целостной картины, которые следует воссоединить в одно.

Поэтому требуется множество пророков.

Проверить этот вывод мы можем, отследив подробности "говорения Бога в Сыне", данные Павлом в послании к Колоссянам:

"9. ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2:9)
Видите - Павел снова подымает вопрос о Божестве, которое, как мы выяснили, есть совокупность свойств Бога.
И эти свойства сосредоточены в Сыне целиком, целостно, - то есть телесно.

Соответственно, если Бог говорит в пророках, то эти свойства будут распределены между пророками, а не явлены в одном.

Как это выглядит?

Ранее нами было подмечено, что книги пророков отличаются тематикой.
Например, Иезекииль (а точнее - через Иезекииля) прорабатывается Благодать, через Иеремию - суды, через Осию - радость, через Исайю - спасение, и так далее.

Причём, как правило, имя пророка соответствует направленности его книги (что говорит о том, что его имя - псевдоним, и подобрано чтобы выражать учение).

Таким образом свойства Божеского естества распределены через пророков в виде тематики их книг.

Но самое поразительное - и это действительно откровение Высшего порядка - открывается, когда мы рассматриваем, как учение о целостности Бога выражается в распределении Его свойств через пророков.

Как мы знаем, целостность Бога выражается в неделимости и не отделимости Его свойств друг от друга: одно вытекает из другого, одно - привлекает другое.

В лестнице Петра это выражено наглядным образом: "в рассудительности - воздержание, в воздержании - терпение", и так далее.

А это значит, что один пророк вытекает из другого, один пророк - привлекает другого, и вместе они образуют круг свойств и качеств, воссоздающих образ Сына (пока что - издалека, до тех пор, пока Он не будет явлен налицо Писания, в мир).

Таким образом, наличие определённого круга пророков - природное свойство конструкции прежнего Писания.

А это даёт нам в руки бесценные подсказки в отношении искомого "умножения" имени Бога Элох'им.

Дело не в пророках, а в свойствах Бога, в той их особенности, что одно вытекает из другого.

Все свойства вышли из главного - что Бог един.
Следовательно, ухватившись за любое из свойств как за конец нитки, мы придём к главному.

Таким образом, умножение имени единого Бога состоит в том, что свойство Бога как единого, проявляется многосторонне, многопланово, - то есть, через иные свойства, которые всё равно обладают целостностью единого Бога.

Об этом говорит и второе понятие - πολυτρόπως (полютрОпос), - "многообразно", "различными способами".

Теперь, благодаря учению, мы сможем уточнить и первое слово - пολυμερως (полюмэрОс), переведённое как многократно.

Напомним его значения:

1) по различным частям, в отдельных деталях;
2) многократно;

Сюда совершенно точно не подходит значение "по различным частям", поскольку свойства Бога не являются частями Божеского естества, а представляют собой целостность, неразрывность, вытекая одно из другого.

Также вариант "многократно" выглядит линейным умножением, что тоже не соответствует учению.

А вот выявление "по деталям" подойдёт с оговоркой, что речь не о вычленении детали, оно же свойство, а об его выделении, об акцентировании внимания на определённом свойстве.

Что ж, этот довольно сложный раздел, потребовавший от нас педантичного разбора понятия Элох'им, увенчался откровениями Высшего порядка, которые, на самом деле, весьма благодарны на практические выводы.

Ведь мы всё ближе приближаемся к лицу Бога.
Продолжим далее