Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Итак, проводя рассуждением самодостаточность Слова через атрибуты Его выражения, мы должны признать что понятие Элохим дано Свыше как средство выражения учения о Боге.

Всего-лишь навсего признать, что это слово сформировано не "культурно - историческими" традициями, вобрав в себя, в том числе, языческие корни, - а дано Свыше, будучи сконструировано так, чтобы выражать учение о Боге данное Самим Богом.

То есть ни на каких этапах своего формирования оно не зависит от человеков.

Далее мы знаем, что имя Бога выражает учение о Боге.
И когда нам дано имя Элохим, то в Писании непременно будут даны параллельные места, в которых имеется учение о познании Бога: как Он познаётся, и через что.

И таким образом учение о познании Бога одновременно является смысловым дублёром понятия Элохим.

А смысловые дублёры непременно подаются, потому что таково Писание, Слово Божие, которое согласно принципу самодостаточности ставит вопросы - и само же на них отвечает.

При том мы помним, что смысловые дублёры, страхующие один и тот же смысл, проходят по линии имён, чисел, контекста, этимологии слов и букв иврита, а также посредством различных текстовых приёмов.

Теперь переключимся на смыслового дублёра:

"19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Римлянам 1:19-20)
Широко известное место, используемое многими богословами, комментаторами, и толкователями для иллюстрации учения о познании Бога.

Однако это место требует разноплановой подготовки, иначе заложенные в нём откровения не будут обнаружены.

Для начала исправим построение второго предложения, которое составлено не так, как дано в исходнике.

По исходнику:

Ибо невидимое Его, от создания мира через рассматривание творений [становится] видимо: вечная сила Его и божество, так что нет им [познающим] извинения
Как видим, синодальный перевод смазал расстановку акцентов, которые указывают - что конкретно познаётся: вечная Его сила, и божество.

(А не так, как в искомом варианте, где невидимое Его, вечная сила Его, и божество идут через запятую в одном ряду).

Итак, познаётся вечная сила Бога, и Его божество.
Собственно, вот оно, изъяснение понятия Элохим.

Второй вопрос - через что познаётся?
Ответ: через Его творения (пойЭмасин).

Обратим внимание, что здесь употребляется не традиционное ктИсис, применяемое для описания основ Писания - твари, которую мы недавно разбирали, - а слово обозначающее творческое произведение, с упором на его красоту.

А в отношении Бога следует говорить о духовной красоте Его творений.

Итак что же? Вечная Его сила и божество обеспечивают красоту Его духовных творений.

Чем отличается термин "божество" или "божественность" - от термина "Бог"?
Например, человек должен быть человечным. Также и Бог - божественным.

То есть "Божество" или "божественность" - θειότης, (тхэйОтэс), - то же самое что свойства Бога, как Бога, что и сообщает нам словарное определение:

1) божественность, божественный характер;
2) божественная красота;
3) вера в богов, благочестие;

Но и без словарного определения, мы сможем увидеть как Павел тотчас даёт пояснения о свойствах Бога как Бога:

"21. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих..." (Римлянам 1:21)
Ну а что же "вечная Его сила"?
Для постоянного читателя не новость, что понятие "сила" или "силы" обозначает в Писании смысловые связи.

Чем прочнее смысловые связи между разными уровнями, процессами, и явлениями, тем сила - больше.

И существуют такие связи, они же силы, которые невозможно победить, разорвать.
И, как знает постоянный читатель, подобным свойством обладают связи, обслуживающие Целостность деяний Бога.

Собственно, единоцелостные смысловые связи и есть вечная сила Божия.

Получается, согласно определению Павла, при познании Бога выявляются единоцелостные смысловые связи в сочетании с божественностью, - проще говоря, в сочетании со свойствами Бога.

Сделаем ещё один шаг, и приравняем свойства Бога и Его вечную силу.
Свойства Бога одновременно являются Его силой, и это очевидно.

Каждое свойство Бога выявляется через закономерности процессов, явлений, событий и обстоятельств, указывающих что задействована премудрость Божия, Его точность, Всеведение, Всемогущество, любовь и милость, терпение, строгость, ответственность, верность, своевременность, взвешенность, назидательность, и так далее и тому подобное.

А что есть закономерность, как не смысловые связи и логика их построения, свидетельствующие что в развитии процесса, явления, обстоятельств, задействовано то или иное свойство Бога.

И таким образом, рассматривая творения (пойэмас) Божии, мы должны искать в них логику и закономерности, указывающие на то или иное свойство Божеского естества, задействованное при его формировании.

Остаётся понять, что подразумевается под этим творением (пойэмас), чтобы все пазлы картины встали на своё место.

К счастью (впрочем вполне ожидаемому), Писание само даёт ответ на этот вопрос:

"10. Ибо мы Его творение [пойЭма], созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефесянам 2:10)
Удивительно ли это? Отнюдь.

Разве только нужно пояснять, что в Его "поэме" человек занимает центральное место в том смысле, что познаёт себя, - результатом чего, как свидетельствует Павел, становится стремление исполнять добрые дела во Христе Иисусе, то есть в Целостности.

Впрочем, Павел говорит о творениях (поэмах) во множественном числе.
Следовательно, как учит Павел, познающая единица может стать Наблюдателем, который "рассматривает" (постигает, анализирует) различные творения (поэмы), потому что Бог их явил:

19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
А поэм Божиих в нашем Бытии - великое множество.
Фактически, всё что создано и существует как объективная реальность - поэма Божия, обладающая красотой смысловых связей, свидетельствующих о свойствах Бога живого.

Как тут не вспомнить Дэвида Бома, рассматривавшего поэму Божию на смысловом экране материи.

Как не вспомнить знаменитый антропный принцип, указывающий что вселенная создана для познающего наблюдателя.

Разумеется, и жизнь человека, его судьбы, его уроки - поэма Божия, и анализируя её по Элохиму (поиск сил - связей - свойств), человек придёт к познанию любви Божией, действующей в красоте премудрости Духа.

Наконец, Писание есть великая поэма Божия, вызывающая такое же восхищение как внешняя вселенная.

Одним лишь Словом, моделируя ментальный срез Бытия и действительности в замысле их развития, Творец создал целый мир, в котором проходит обучение сознание и мышление.

Ну а постоянному читателю мы предлагаем посмотреть - кому адресовано единственное в посланиях наставление познавать мир по Элохиму (поиск сил - связей - свойств).

РИМЛЯНАМ (!). Научно - материалистическому мышлению.

Вот такое завещание и наставление науке оставило Писание, как минимум, за пятьсот лет до Дэвида Бома и прочих.

Но на этом скрытое послание Павла науке не заканчивается:

"13. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно (!) намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов" (Римлянам 1:13)
Этот приём ассоциирования своего возвращения со вторым Пришествием Иисуса Христа, Павел применяет в посланиях многократно.

Оцените, насколько точным является это пророчество, вкупе с наставлением к Римлянам о познании Бога, описывая, с одной стороны, близость науки к познанию истинного Бога и Его лица, - а с другой, делая укор её топтанию на месте, задерживающему раскрытие красоты единоцелостных сил и свойств Бога в построении вселенной, и её Бытия.

Продолжим далее