Сообщение от Ilia Krohmal
Посмотреть сообщение
3. Начала (αρχαι, архАй).
Следующая группа в списке твари - начала, греч. архАй.
Его значения:
1) начало, основание, происхождение;
2) край, конец, предел;
3) начало, первопричина, основа, принцип;
4) господство;
5) начальствование, командование;
6) управление, власть;
7) государственная должность;
8) империя, царство;
9) представитель власти (лицо или ведомство);
Наиболее известные употребления этого слова - когда говорится о Слове, которое было в начале, о заповеди данной от начала, о мужчине и женщине созданных вначале, о дьяволе согрешившем вначале.
Особо выделяется Писанием Иисус Христос, как "начало создания Божия" (Откр.3:14), и что Он есть "начало и конец" (Откр.21:6; 22:13).
Имея в виду Иисуса Христа как Слово, нетрудно две фразы: "вначале было Слово" и "всё через Него [Слово] начало быть, что начало быть" (Иоанна 1:1,3), - увязать с Иисусом Христом как началом создания Божия.
То есть, не Иисус Христос есть первая тварь, первое создание Божие, а всякая тварь начала быть, будучи создана Им и для Него:
Что представляют собой эти начала?
У Иоанна имеется отсылка к началу, увязанная со Словом любви:
Слово любви есть Слово Целостности, и это то благовествование, которое вы слышали от начала.
И если вначале благовествуется Слово, то очевидно, что под началом понимается начало познания Слова, Иисуса Христа.
Вместе с тем, внутри подаваемого Слова, имеются свои начала, поскольку сказано что начала созданы Иисусом Христом и для Него (Колоссянам 1:16).
Более того, в послании к Евреям приведены примеры этих начал:
Вернёмся к списку значений архЭс, увязав их с изъяснениями, данными в Евреях:
1) начало, основание, происхождение;
2) край, конец, предел;
3) начало, первопричина, основа, принцип;
4) господство;
5) начальствование, командование;
6) управление, власть;
7) государственная должность;
8) империя, царство;
9) представитель власти (лицо или ведомство);
Третий ряд значений наиболее ясно совпадает со сказанным в послании к Евреям:
Как видим, Писание само изъясняет понятие "начала" (архЭс), дублируя его смысл словом "основание".
Вместе с тем, общий посыл рассуждений Павла указывает, что эти начала не являются глубинами Духа.
Апостол призывает "поспешить к совершенству", и не возвращаться к началам Слова, чтобы заново положить их в основание.
Следовательно, речь о стартовых принципах познания, о положениях учения Христова, создающих основу для дальнейшего духовного роста.
Так что фраза "начатки учения Христова", которой перевели исходник, является вполне уместной и подходящей.
Теперь можно перейти к исследованию вопроса - что не так с начатками, с этой тварью, имея в виду, что когда они прошли через осмысление ветхими умами, то покорились суете, и стали ей на службу.
Что не так с началами, можно увидеть в рассуждениях Павла в послании к Ефесянам:
Итак, мы можем увидеть, что при прохождении через ветхие умы, начала лишаются премудрости Божией.
Поэтому Павел и пишет, что начальствам и властям должна сделаться известной многоразличная премудрость Божия, которая сосредоточена в создавшем их Христе Иисусе, - то есть в Целостности, - и при этом сия премудрость открывается через церковь Христову.
Обратим внимание на фразу, "сделалась известною" (начальствам).
В исходнике стоит глагол γνωρισθη̣ (гнористхЭ), что в подстрочнике звучит как "была сделана познана", аорист, пассивный залог, третье лицо.
Аорист, пассив, и третье лицо глагола гнористхЭ, представляют собой классический набор инструментов, описывающих принцип познания, через который проходит третье лицо.
То есть, это в уме третьего лица началам сообщается познание, позволяющее открыться в них премудрости Божией.
Если мы посмотрим на контекст рассуждений Павла о церкви в послании к Ефесянам, то он привязан к соединению в одно Иудеев и язычников, ближних и дальних, во Христе Иисусе.
Соответственно, многоразличная премудрость Божия обустроила начала так, чтобы стало возможным соединить в одно не соединяемое - язычника и Иудея, дальнее и ближнее, видимое и невидимое, земное и небесное.
А мы знаем, что художница Писания, Премудрость, работает с иллюзиями.
Следовательно, в началах учения Христова сосредоточены текстовые приёмы, позволяющие за счёт управляемых иллюзий говорить с язычниками якобы на одном языке, и тем самым вовлечь их в Богопочитание и спасение в надежде.
Следующая группа в списке твари - начала, греч. архАй.
Его значения:
1) начало, основание, происхождение;
2) край, конец, предел;
3) начало, первопричина, основа, принцип;
4) господство;
5) начальствование, командование;
6) управление, власть;
7) государственная должность;
8) империя, царство;
9) представитель власти (лицо или ведомство);
Наиболее известные употребления этого слова - когда говорится о Слове, которое было в начале, о заповеди данной от начала, о мужчине и женщине созданных вначале, о дьяволе согрешившем вначале.
Особо выделяется Писанием Иисус Христос, как "начало создания Божия" (Откр.3:14), и что Он есть "начало и конец" (Откр.21:6; 22:13).
Имея в виду Иисуса Христа как Слово, нетрудно две фразы: "вначале было Слово" и "всё через Него [Слово] начало быть, что начало быть" (Иоанна 1:1,3), - увязать с Иисусом Христом как началом создания Божия.
То есть, не Иисус Христос есть первая тварь, первое создание Божие, а всякая тварь начала быть, будучи создана Им и для Него:
"15. Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари;
16. ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства (архАй) ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Колоссянам 1:15-17)
16. ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства (архАй) ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Колоссянам 1:15-17)
У Иоанна имеется отсылка к началу, увязанная со Словом любви:
"7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала" (1-е Иоанна)
"11. Ибо таково благовествование [ангэлИа], которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга" (1-е Иоанна 3:11)
И если вначале благовествуется Слово, то очевидно, что под началом понимается начало познания Слова, Иисуса Христа.
Вместе с тем, внутри подаваемого Слова, имеются свои начала, поскольку сказано что начала созданы Иисусом Христом и для Него (Колоссянам 1:16).
Более того, в послании к Евреям приведены примеры этих начал:
"1. Посему, оставив начатки (архЭс) учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога,
2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном" (Евреям 6:1,2)
2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном" (Евреям 6:1,2)
1) начало, основание, происхождение;
2) край, конец, предел;
3) начало, первопричина, основа, принцип;
4) господство;
5) начальствование, командование;
6) управление, власть;
7) государственная должность;
8) империя, царство;
9) представитель власти (лицо или ведомство);
Третий ряд значений наиболее ясно совпадает со сказанным в послании к Евреям:
1. Посему, оставив начатки (архЭс) учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание
Вместе с тем, общий посыл рассуждений Павла указывает, что эти начала не являются глубинами Духа.
Апостол призывает "поспешить к совершенству", и не возвращаться к началам Слова, чтобы заново положить их в основание.
Следовательно, речь о стартовых принципах познания, о положениях учения Христова, создающих основу для дальнейшего духовного роста.
Так что фраза "начатки учения Христова", которой перевели исходник, является вполне уместной и подходящей.
Теперь можно перейти к исследованию вопроса - что не так с начатками, с этой тварью, имея в виду, что когда они прошли через осмысление ветхими умами, то покорились суете, и стали ей на службу.
Что не так с началами, можно увидеть в рассуждениях Павла в послании к Ефесянам:
"8. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам (архАйс) и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем."(Ефесянам 3:8-10)
9. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам (архАйс) и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем."(Ефесянам 3:8-10)
Поэтому Павел и пишет, что начальствам и властям должна сделаться известной многоразличная премудрость Божия, которая сосредоточена в создавшем их Христе Иисусе, - то есть в Целостности, - и при этом сия премудрость открывается через церковь Христову.
Обратим внимание на фразу, "сделалась известною" (начальствам).
В исходнике стоит глагол γνωρισθη̣ (гнористхЭ), что в подстрочнике звучит как "была сделана познана", аорист, пассивный залог, третье лицо.
Аорист, пассив, и третье лицо глагола гнористхЭ, представляют собой классический набор инструментов, описывающих принцип познания, через который проходит третье лицо.
То есть, это в уме третьего лица началам сообщается познание, позволяющее открыться в них премудрости Божией.
Если мы посмотрим на контекст рассуждений Павла о церкви в послании к Ефесянам, то он привязан к соединению в одно Иудеев и язычников, ближних и дальних, во Христе Иисусе.
Соответственно, многоразличная премудрость Божия обустроила начала так, чтобы стало возможным соединить в одно не соединяемое - язычника и Иудея, дальнее и ближнее, видимое и невидимое, земное и небесное.
А мы знаем, что художница Писания, Премудрость, работает с иллюзиями.
Следовательно, в началах учения Христова сосредоточены текстовые приёмы, позволяющие за счёт управляемых иллюзий говорить с язычниками якобы на одном языке, и тем самым вовлечь их в Богопочитание и спасение в надежде.