Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Вернёмся к истокам язычества.

"1. Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника,
2. а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.
3. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их" (Прем.13:1-3)
При разговоре с христианами языческого толка, нам приходится ходить по поверхности смысла, и говорить о стихиях мира как о физической воде, физической земле, физическом свете, огне и воздухе.

Однако в действительности, речь идёт о стихиях ума, сознания, которые составляют основы движения ума в познании мира.

Эти основы познания мы выделили в первом приближении так:

1. Возможность наличия индивидуального сознания, то есть наличие множества единиц познания (земля);
2. Возможность отношений между единицами познания (воздух);
3. Возможность поиска и движения к цели (вода);
4. Возможность развития, духовного роста (свет);

Можно ещё более упростить:

1. Индивидуальность;
2. Отношения между индивидуальностями;
3. Движение к цели через поиск и рассуждение;
4. Развитие.

В язычестве, как это описывает Писание, эти четыре начала поражены дуализмом.

Мало того, границы разделения в них - плавающие, потому что не имеют единого закона от Бога, а сами себе закон, где каждый индивид или общество произвольно устанавливают границы разделения добра и зла.

Подобно тому, как у Господа есть Слово веры (земля), Слово надежды (вода), Слово любви (воздух), и Слово знания (свет), в язычестве имеются свои учения, обслуживающие соответствующие начала.

Из-за того, что они поражены дуализмом, человек двоедушен в сердце своём (земля):

"7. Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные"(Иакова 4:7,8)
А это есть не что иное как вера бесовская:

"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иакова 2:19)
Слово трепещут (греческое φρίσσουσιν - фрИссусин) - уникальное, и употребляется только здесь.
Оно описывает колебания, дрожания, свойственные животному страху.

Зачем Иаков добавил к вере бесовской этот термин, описывающий, с духовной точки зрения, полное поглощение сомнениями, то есть крайнюю степень двоедушия?

Затем, что этот стих является составной частью рассуждений о вере, не имеющей дел веры:

"17. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иакова 2:17-20)
Вот отсюда, из корня двоедушия, вытекает бесовская вера, когда верим в общем, но не верим в частности, в делах, когда характером дел (или их полным отсутствием) отрекаются веры.

Притом, мы говорим о вере в Бога христиан языческого толка, когда Бога превращают во множество богов, то есть приписывают Богу дела, которые Он никогда не совершит, и таким образом добавляют к единому Богу несуществующие свойства (1 + 1 + 1 и т.д.).

То есть, устами исповедуют что Бог един, но по невежеству, превращают Его во множество богов, один из которых злой, другой - мстительный, третий - меняющий решения и так далее.

Отсюда и возникает вера бесовская, трепещущая, расщеплённая.

Мы уже не говорим о такой языческой вере, когда верят только в себя, когда индивидуализм превращается в бога.

Другая крайность - полное упразднение индивидуальности, вера в обезличенное общество.
Как это знакомо, не правда ли?!

Вот почему Писание говорит об управлении стихиями, об их подчинении Христу - то есть Целостности.

Индивидуализм и общность должны разумно сочетаться, образуя премудрые, целостные отношения, - "не по стихиям мира, а по Христу" (Кол.2:8).

Это выражено образом Вышнего Иерусалима сошедшего на землю.
Вместо множества городов - один, единый, в котором найдётся место для каждого дома.

В таком городе воздух (отношения) - чистый, в премудрой любви.

Напротив, грязный воздух, то есть не целостные отношения, будут смердеть серою - ассоциативным подобием страха и плотской вражды, либо его будет не хватать, как отсутствие любви.

Как же воздух превращается в языческого божка?
Например, когда отношения или отношение к чему-либо, становится культом.

Мы можем из сегодняшней действительности взять культ толерантности, в жертву которому приносится всё: традиции, культура, общество, здравый смысл.

Что касается христианства языческого толка, то одним из таких языческих божков являются отношения разделения:

"1. И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим,2. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Ефесянам 2:1,2)
Павел говорит о духе разделения, о дуальных отношениях, противящихся целостности.

Да, все языческие божки рассуждают дуально, но Павел здесь не приводит примеров конкретных богов.

Зато приводит в других местах:

"12. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1-е Кор.1:12,13)
"4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь" (1-е Кор.3:4,5)
Дело, конечно, не в Павле или Аполлосе, а в отношениях "по Павлу", "по Аполлосу", "по Кифе" или "по Христу".

Павел не случайно говорит "разве разделился Христос?", но не говорит: "разделился Павел" или: "разделился Аполлос".

Мы часто имеем дело с проповедниками, противопоставляющими послания Павла - Христу в Евангелиях, апостола Иакова - апостолу Павлу, или противопоставляют Евангелие от Иоанна остальным трём, возводя его в отдельное учение.

На самом деле, эти разделения и противопоставления происходят от незнания, что пишется об одном и том же.

В итоге, возникают богословские течения или школы, в которых воображаемое "учение Павла", или "учение раввина Иисуса" ставится во главу угла, противопоставляясь остальному, а отношения в рамках этого учения возводятся в культ.

Таким путём отношения по Павлу или по раввину Иисусу, или по Иакову, становятся языческими божками, господствующими в воздухе.
Но общее между ними - дуализм.

Продолжим далее, где нас ждёт свет, вода, и огонь.