Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
При употреблении клятвы, Господь произносит загадочные словосочетания "благословляя благословлю, умножая умножу".

Эти фразы ставят в тупик, заставляя скатываться на поверхностные объяснения в стиле "двойное произнесение усиливает значимость обетования".

Вообще говоря, двойное повторение по своему духовному номиналу (двойка) означает рассуждение, оперирующее разделением на добро и зло.

В своё время мы констатировали сей факт, признавая что двойное повторение обетования переводит сказанное в разряд учения, а не частного случая.

Однако этого наблюдения слишком мало, чтобы сложилась полноценная картина понимания.

И вот пришла пора продвинуться дальше, в соответствии с теми откровениями, что подаются по мере продвижения в познании.

Давайте взглянем на сходное место Писания:

"15. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16. и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих;
18. и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Бытие 22:15-18)
Сосредоточимся на 17-ом стихе, и обратим внимание, что клятва о благословении и умножении снабжена пояснением: как звёзды небесные и как песок на берегу моря:

17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря...
Держа в поле зрения эти наблюдения, обратимся к Второзаконию:

"20. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:
21. Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои" (Второзаконие 10:20,21)
Теперь обратимся к Евангелию:

"33. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого" (Матфея 5:33-37)
Здесь мы подобрались к тому месту, где предлагается не клясться ни небом, ни землёю.
Клянущийся - клянись именем Господа Бога, ибо небо - престол Божий, а земля - подножие ног Его.

Господь Бог, то есть Иисус Христос, объединяет Собою небо и землю.
Выходит так, что клянущийся небом - оставляет в нерадении землю; клянущийся землёю - пренебрегает небом.

Это связано со свойством клятвы:

"16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их" (Евреям 6:16)
То есть клянущийся высшим - принадлежит высшему, ибо признаёт над собою его власть.
Соответственно, клянущийся небом - принадлежит небу, а клянущийся землёю - принадлежит земле.

Очевидно, что подобные клятвы вносят разделение и противны воле Божией, замысел которой состоит в следующем:

"10. в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Ефесянам 1:10)
Евангельские наставления о клятвах на этом не заканчиваются:

"35. ... [не клянись] ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным" (Матфея 5:35,36)
Как видим, параллель с небесным и земным продолжается: вышний Иерусалим ассоциируется с небом, а волосы на голове - с земными мыслями.

Обращает на себя внимание, что не человек делает свои волосы белыми или чёрными.
Другими словами, признание мыслей добрыми или злыми - дело закона.

Опять же, клясться Вышним Иерусалимом, заветом премудрости - значит брать на себя ответственность достичь совершенного различения добра и зла своими усилиями.

А на это говорится:

"19. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».
20. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1-е Коринфянам 1:19-21)
Теперь читателю должно быть понятно, что такое клясться небом или землёю, поскольку здесь же даны примеры с Вышним Иерусалимом и волосами на голове.

Человек не может исполнить закон находясь под клятвою закона (Галатам 3:10).
Также, человек не может достичь совершенства в мудрости собственными усилиями.

Поэтому ещё во Второзаконии говорится: именем Господа Бога клянись, Он - твоя хвала.
Это означает, что в Господе соединены в одно небо и земля, поэтому клятва небом или землёю упразднилась:

"29. для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
30. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
31. чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом»" (1-е Кор.1:29-30)