Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение

Например об последнем пророке Ветхого Завета Иоанне Крестителе он говорит так:

"8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" (Иоанна 1:8)
Отсюда возникает терминология отражённого, или непрямого света, присущего Луне, которая, в свою очередь, символизирует Ветхий Завет.

Разумеется, на этом свойства движения света не ограничиваются, и мы имеем полное право использовать их для описания движения и трансформации знания, которое свет символизирует.

В этой связи, нас интересует такое свойство распространения света как разрежение.

Например, если мы сидим под деревом, то сквозь его листву проникает разрежённый свет:

"5. И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
7. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8. Когда же взошло солнце, навёл Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить" (Иона 4:5-8)
Разрежение света, как мы понимаем, происходит при возникновении препятствий для его распространения.

Вначале могут возникнуть ничтожные препятствия, затем они прибавляются, а далее - умножаются так, что полностью перекрывают путь.

Чем хорош термин "разрежение света" - так это тем, что способен описать развитие процесса от полноценного сияния света - до его полного угасания.

Каббалисты оперируют термином "сокращение света".
Но если мы посмотрим на пример с Ионой, - и не только с ним, ибо он не единственный персонаж Писания, скрывающийся под зелёной кроной дерева, - то здесь нет никакого сокращения света.

Есть разрежение света, и это очевидно.

Если мы посмотрим на завесу в скинии, препятствующую проникновению света меноры в святое - святых, в котором мрак, то это не сокращение света.

Давайте начнём растягивать завесу: в ткани появятся дыры, и через просветы начнёт проникать разреженный свет.

Наконец, совершенно разорвавшись, завеса полностью откроет доступ свету.

Таким образом, термин "разреженный свет" согласуется с Писанием и с устройством скинии Богопознания, где и не пахнет никаким сокращением.

Свет не может сам себя сократить. Его могут сократить сторонним восприятием, которое воздвигает фильтры невежества и иные препятствия, рассеивающие свет или сокращающие его светимость.

Поэтому, когда вводная каббалы оперирует такими сомнительными рассуждениями, следует задаться вопросом: зачем отступать от Писания, где даны очевидные аналогии на разрежение света через возникновение сторонних препятствий?

Так или иначе, разрежению света способствуют возводимые в невежественных умах препятствия его распространению.

Именно невежественный ум выступает здесь творцом; он реагирует на текстовые приёмы Писания таким образом, что творит завесу.

Таким образом разрежение света - это не свойство света, а свойство невежественного ума.

Вернёмся теперь к нашим примерам.
Мы говорили об выделении тьмы из света.

Как это понимать?
Ведь, Свет не может производить тьму. Однако Свет может создавать текстовые приёмы, улавливающие невежественные умы так, что они производят тьму.

В этой связи, вернёмся к словам Исайи:

2. Но беззакония ваши произвели разделение [бадал] между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать" (Исайя 59:2)
То есть смысл ситуации в том, что не свет выделяет из себя тьму, а тьма, сталкиваясь со светом, сама себя отделяет от света, потому что не может с ним сочетаться.

"20. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Иоанна 3:20)
"19. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1-е Иоанна 2:19)
Но мы ещё не закончили.