Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение

Вспомним утверждение:

"12. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иакова 2:12,13)
Если мы умеем складывать два плюс два, то также легко найдём, что есть суд без милости, и есть суд с милостью.

Поэтому Иаков поясняет, что Декалог может быть законом свободы, если милость закона превозносится над судом.

Это не означает, что милость уничтожает или упраздняет суд:

"23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Матфея 23:23)
Это лишь означает, что суд обслуживает милость, действует в её интересах.
И это то, о чём мы говорили выше: вскрыть сокрытое, обнаружить недоборы, подготовить место, и излить милость: откровение, изъяснение, совет, поучение.

Поэтому мы выходим на долгожданный вывод: суды Божии, по сути, являются проявлением милости Божией.

Но это - суды Божии, в ногу с которыми идут сыны Божии по Духу, имеющие веру действующую любовью.

Суды же человеческие действуют иначе: обнаружить, вскрыть, чтобы осудить и превознестись.
Иаков:

"11. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон (!!!) и судит закон (!!!); а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?" (Иакова 4:11,12)
Как видим, Иаков совершенно переворачивает привычный человеческий смысл закона, и рассматривает его как инструмент милости Божией (!), а не инструмент осуждения.

Выносить приговоры, осуждать с помощью закона, объявляется как попытка злословить и судить закон - то есть осуждать и хулить его предназначение.

Остановимся, и обратим внимание на термин "исполнитель" закона.
В этот раз здесь стоит не плерома ("наполнение"), а ποιητης (пойэтЭс), которое не только созвучно с нашим понятием "поэт", но и в греческом языке обозначает "поэт", "стихотворец", "исполнитель", акцентируя внимание на искусное (читай: богодухновенное) обращение с законом.

Теперь мы можем предметно ответить на вопрос - каким образом Бог даёт свет Своего солнца добрым и злым.

Смотрим:

"8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9. зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10. для блудников, мужеложников, человекохищников, клеветников, скотоложников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению" (1-е Тим.1:8-10)
Разве не понятно теперь, что закон Божий положен для праведников, для добрых, а закон - для грешников, для злых?
Разве не понятно, что закон употребляется законно, когда происходит сочетание суда и милости, обнаружения греха - и его ликвидации?

Да, на практике один и тот же человек может иметь дело как с законом Божиим, так и с законом, в зависимости от своего состояния: в правде ли он или во грехе.
Но это лишь подтверждает сам принцип: закон - для грешника, закон Божий - для праведника.

Наконец, становится понятно, что свет Его солнца светит праведникам и грешникам, но по форме он разный: праведникам - прямой, грешникам - непрямой.

Также дождь Его, и семя Слова Его, попадает на всякую почву, без отделения доброй земли от бесплодной и слабой. Поэтому сама земля производит разный плод.

Иоанн заявляет суть Евангельской вести: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.

Тем самым показывается, что тьма неведения происходит от человека, а условия для её обнаружения создаются законом.

Вывод этого раздела: закон Божий и закон, это соответственно прямой и непрямой свет, прямое и непрямое выражение милости, отдачи.

Поэтому следующим шагом нам предстоит разобраться - как любить себя, чтобы возлюбить ближнего.
А также: как возникает слышание закона Божия, и каков закон Божий как идея, как концепция, которой водится человек.
Это важно хотя бы потому, что она управляет слышанием.