Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение

Вернёмся теперь к Декалогу как закону Божию.
Кому он адресован? Целостному человеку.

Павел, говоря о законе*, сводит его смысл к фразе "не пожелай" (Римлянам 7:7).
То есть, текстовый приём, - или, иначе говоря, форма преподнесения закона Божия, - состоит в отрицании, в запрете делать то-то и то-то, с подетальным перечислением.

Но зададимся вопросом: разве это не странно?
Целостный человек - он по природе не желает. У него нет самого желания делать то-то и то-то.

"9. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога"(1-е Иоанна 3:9)
Тогда на кой расписывать ему то, чего он по природе не желает?

Представь себе, что ты приобрёл машину, и в инструкции по вождению написано: по машине не бить топором, не резать на части, не поджигать, не протыкать колёса, не заливать кислотой, не топить в реке, не парковать под слона, и не толкать сзади.

Но если ты водитель и знаешь для чего купил машину - на кой ляд тебе такие запреты?
Тебе и в голову не придёт заниматься глупостями.

Вот примерно то же самое и с Декалогом.

Получается, запретная форма преподнесения закона Божия такова, что целостному человеку не нужна и бесполезна.

А раз нет запрета - то нет и разделения на правильное и неправильное, доброе и злое.

Павел так и говорит:

"8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9. зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10. для блудников, мужеложников, человекохищников, клеветников, скотоложников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно* [греч. антИкэйтай - с приставкой "напротив"] здравому* [т.е целостному] учению"(1-е Тим.1:8-10)
То есть понятно, что напротив целостности - разделение, для чего Павел и применяет приставку АНТИ.

Понятно также, что мы имеем дело с текстовым приёмом изложения закона Божия, построенным таким образом, чтобы рассмотреть различные варианты разделения, неприемлемого для целостного человека.

Где же, в таком случае, заповеди целостности? Где инструкция вождения машины?

Для целостного человека они очевидны, входят в навык, и не требуют изложения.
А для тех, кто на пути к целостности, они выводятся из запретной формы подачи.

И именно в этом заключается преодоление второй завесы - в распознании исходного смысла через экстраполяцию запретительного смысла - в благословляющий, в тот который говорит как надо делать и как потребно для жизни вечной.

Два примера, возьмём главнейшую заповедь Торы: Я Господь один есть.
Есть ли такая заповедь в тексте Декалога? Нет.

А что там написано? Смотрим:

"6. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
7. да не будет у тебя других богов перед лицом Моим"(Второзаконие 5:6,7)
Стоит запрет, отрицание. Для зрелого целостного человека - бесполезный запрет, потому что он пребывает в навыке.

Но для тех кто на пути, необходимо включить экстраполяцию из запрета - в благословляющий исходный смысл: раз нет других богов кроме Господа, - значит Господь един есть. Аминь.

И далее из этого факта выводится всё остальное Евангелие и Евангельское учение.


То есть, ещё раз: преодоление второй завесы состоит в экстраполяции запретительного формата подачи - в исходный благословляющий смысл.

Ещё один пример экстраполяции приводится в Евангельской проповеди Иисуса, когда Он говорит: сказано древним: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Матфея 5:43).

В законе Моисея нет такой заповеди, потому что, на самом деле, Иисус воспроизводит общий смысл множества заповедей, а точнее - текстовых приёмов, которые построены на дуализме: свой - чужой, ближний - враг, и так далее.

И далее Иисус поясняет: "а Я говорю - любите врагов ваших" (Матфея 5:44).

С точки зрения формальной логики, Он преступает закон и свидетельствует против себя самого.
Ведь он говорил, что ни одна черта и йота, и что Он пришёл не нарушить закон, а исполнить.

И тут же идёт вразрез с написанным, и нарушает как закон, так и свои слова.

(Подобные вещи заводят в тупик, и если Аркадий создаст тему с таким вопросом - то соберёт коллекцию нелепых и абсурдных объяснений, освидетельствующих невежество и бессилие ответчиков).

На деле, Иисус показывает как преодолеть вторую завесу, как экстраполировать запрет в благословение.

Если мы восстановим исходный смысл заповеди, используя пояснения Иисуса, то получится следующее.

Было: люби ближнего и ненавидь врага твоего.
Стало (по Иисусу): а Я говорю: возлюби врага, сделав его ближним.

То есть смысл заключается в том, чтобы врага сделать ближним через применение плоти Иисуса Христа (а это и есть "технический" механизм исполнения любви).
И таким образом, враги исчезают, а остаются только ближние.

Обратим внимание: заповедь по форме остаётся той же: люби ближнего - ненавидь врага.
Но врагов - уже нет, некого ненавидеть, потому что в основе заповеди лежит процесс перевода врагов - в ближние, характерный для мышления целостного человека.

Вот это пояснение Иисуса, как образца целостного человека, является шаблоном для расщёлкивания множества орехов, множества текстовых приёмов, построенных на разделении по линии свой - чужой, ближний - враг, люби - ненавидь.

И это действительно новое, своего рода прорыв в познании.