Сообщение от Ilia Krohmal
Посмотреть сообщение
Имея в виду сказанное, вернёмся к понятию "суета", которое Павел выставляет как аналог понятия "тление".
Вот как Евангелие описывает суету, с Евангельской точки зрения:
"38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Луки 10:38-42)
39. у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Луки 10:38-42)
Во-первых, Лука вводит ещё один смысловой аналог тления - понятие "заботы", в связи с чем возникает ассоциация с заботами века сего.
Во-вторых, Лука дополняет к суете и заботам века сего, третьего смыслового дублёра - понятие "множество".
При этом он противопоставляет его понятию "одно", то есть "единство".
Итак мы имеем двух женщин, где Марфа суетится и заботится о многом, а Мария - об одном.
Женщина связана с текстом, с буквой Писания.
Сделав предположение, что Марфа и Мария отвечают за два рода рассуждения по Писанию, приложим к ним характерные особенности: Марфа рассуждает о многом, суетится; Мария рассуждает об одном.
Мария находится при ногах Иисуса и посвящает время Ему одному*.
Марфа суетится вокруг, заботясь о разнообразном угощении знаниями.
В общем, образы довольно прозрачные.
Писание - многообразно (Евр.1:1), однако эти образы нацелены на одно - познание Целостности, Единства видимого и невидимого в лице Иисуса Христа.
Вот об этом "одном" и заботится рассуждающий по Марии, имея чёткую направляющую познания.
А что же рассуждающий по Марфе?
Кажется очевидным, что он не имеет этой направляющей познания.
Он может извлекать духовные смыслы, но не в состояния выстраивать их в должную значимость, во Христа.
Он отвлекается на частности, раздувает их, ставит их во главу угла.
Мечется между разными смыслами, придавая значение то одному, то другому.
Вот что по этому поводу сказано у Соломона:
"7. Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья тот же горшечник.
8. И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его.
9. Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости" (Прем. 15:7-9)
8. И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его.
9. Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости" (Прем. 15:7-9)
И в этом - соревнование между суетными тружениками, чья идея возьмёт верх.
Павел:
"9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны" (Титу 3:9)
При этом речь идёт о духовном чтении, но без сведения смыслов во Христа Иисуса.
Сказанное ещё раз иллюстрирует, почему буква прежнего Писания - тленная, и покорена суете по воле покорившего его.
Она не содержит Иисуса Христа в образе человека, который проповедует Евангелие.
Евангелие пребывает на третьем уровне - "Христос".
Поэтому роль буквы прежнего Писания - обслуживать связку "жена - муж", то есть создавать условия для упражнения в духовном толковании.
Да, придётся посуетиться, потлеть, поупражняться в толковании, прежде чем появятся устойчивые навыки различения добра и зла, позволяющие создать базу для движения во Христа:
"16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2- Кор.4:16)
"16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17. верою вселиться Христу в сердца ваши" (Ефес.3:16,17)
17. верою вселиться Христу в сердца ваши" (Ефес.3:16,17)
Итак, разнообразие буквы Писания - за что отвечает Марфа - продиктовано необходимостью создать "тренировочную базу", в рамках которой ученик упражняется в духовном толковании.
Хочешь - не хочешь, а надо погружаться в тлен и суету, чтобы вырабатывать навыки различения добра и зла.
Но это - не самоцель, а средство для компетентного понимания целостности.
И когда Целостность нисходит в буку Писания в лице Иисуса Христа, - творение, то есть буква и текст, - высвобождается из под власти тлена и суеты, и становится духом и жизнью, по сказанному:
"Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоанна 6:63)