Сообщение от Ilia Krohmal
Посмотреть сообщение
Следующее замечание касается замены в 13-м стихе Синодальными переводчиками слова "Дух" на "Дух Святой".
13-ый стих искомой цитаты по исходнику звучит так:
13. что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа, соображая духовное с духовным
Потому что когда нужно показать бесплотность, говорится что Дух - Божий (а в искомой цитате стихом выше говорится что этот Дух - Божий); когда нужно сделать акцент на Целостность, говорится что Дух - Святой; а когда нужно выделить жертвенность и спасительность для мира, то Дух - Христов.
Взгляните, например, на первую главу книги Бытия:
"1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы" (Бытие 1:1-4)
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы" (Бытие 1:1-4)
Эти воды описывают невежественные помыслы, которыми наполнены наши сердца (см. Притчи 20:5).
И далее возникает свет, освещающий воды, на что Павел даёт такие пояснения:
"6. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2-е Кор.4:6)
Этим и объясняется, почему Дух Божий носится над водами по кругу, и ничего не происходит.
Поэтому указанные нюансы в виде добавок к понятию "Дух" позволяют распознать - что имеется в виду в данном конкретном случае.
А в нашем случае, Павел, говоря о глубинах Божиих, связывает их именно с Духом Божиим.
И мы знаем, что благодаря методу наложения, Духом именуется не только свойство бесплотного Евангельского знания (Света), но и само знание.
И действительно, одно из свойств этого знания Павел описывает в искомой цитате так (используем более ясный перевод епископа Кассиана):
"13. Это мы и говорим не словами, которым нас научила человеческая мудрость, но словами, которым нас научил Дух, говорим, толкуя духовное духовным"
Это вновь возвращает нас к меноре и её расширенному варианту - посланию к семи церквам в Откровении Иоанна.
Действительно, как может менора, названная в пророчестве Захарии "Духом", быть тем ключом, с помощью которого проникают в глубины Божии и толкуют Писание на уровне его основ, замысла.
Как может менора, выражающая Дух, научить словам премудрости тайной, сокровенной.
Как может менора снять завесу, совершив Апокалипсис* (* открытие), как Павел говорит:
"10. А нам Бог открыл [απεκάλυψεν (апэкАлюпсэн)] это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии"
Наконец, овладевший этим знанием и водимый им в толковании Писания, именуется сыном Божиим:
"14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Римлянам 8:14)
И этот код, в соответствии с которым организуется скелет, основа Писания, является универсальным:
"10. А нам Бог открыл [απεκάλυψεν (апэкАлюпсэн)] это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии"