Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Продолжение. (начало см. в пред.дневнике)

Говоря о трёх языках надписи, следует пояснить, что речь не о национальных языках.
В Писании понятие "язык" описывает язык рассуждения, то есть метод, стиль рассуждений.

Еврейский язык, в духовном смысле - это метод или стиль рассуждений, построенный строго по Писанию.
Логика текста Писания, логика построения связей в повествовании Писания, логика обучения Словом написанным - это и есть еврейский язык, в его духовном смысле.

Греческий язык, в духовном смысле, язык философии, то есть рассуждения характерные для философского познания мира.

Наконец римский язык, в духовном смысле, - язык научного рассуждения, научного познания.
Как мы знаем, он отличается выявлением объективных связей между вещами, и математически строгой логикой построения рассуждений.

Теперь мы можем обратиться к притче о Сеятеле, где даётся пример того, как указанные три сферы познания, не приняли Слово Божие.


2. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3. Слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4. и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6. когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
10. Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче.
11. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12. так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14. Сеятель слово сеет.
15. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17. но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18. Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19. но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат" (Марка 4:2-20)
Мы выделили фразу из 13-го стиха, чтобы читатель увидел, что эта притча указана как основополагающая, лежащая в основе Евангельского учения.

И без понимания этой притчи невозможно уразуметь все (!) притчи, в которых скрыто Евангельское учение, как оно есть по правде.

Итак три вида почвы не принесли плода от посеянного (проповеданного) Слова Божия: каменистая земля, дорожная земля, и земля заросшая сорняками.

С какой сферой познания соотносится земля, о которой сказано так:

18. Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19. но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
Давайте сравним:

"16. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
17. Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.

18. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20. Ибо что‐то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21.
Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что‐нибудь новое...
32. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время" (Деяния 17:16-32)
Обратим внимание в выделенном на ассоциативную модель заблуждений философии: она постоянно производит терния - то есть пустые, преходящие, бесплодные учения, не приводящие к познанию Бога.

Собственно поэтому, посеянное в терние, заглушается заботами суетного ума в веке сём, стремящегося к обогащению бесполезными знаниями.


Следующий тип почвы - каменистая земля.

16. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17. но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
Каменистая земля, то есть сердце, - хорошо известная аналогия на иудаизм.
Здесь же, в Евангелии от Марка, дважды говорится об учениках Иисуса, что они не в состоянии укорениться в глубину, и уразуметь духовный смысл деяний Иисуса:

"51. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52. ибо не
вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено" (Марка 6:51,52)
"16. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18.
Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?" (Марка 8:16-18)
У Иоанна также имеется замечательная параллель:

"37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38. да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?»

39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40. «
народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43. ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию
" (Иоанна 12:37-43)
Пояснения последних стихов показывают, что, как и сказано в притче, вначале с радостью принимают, но не имя корня, при гонении за Слово Божие, соблазняются и отходят.

Так же было и с учениками, которые, принявши с радостью Иисуса, разбежались и оставили Его в день гонений и скорби.

Наконец, остаётся образ дороги, для которого остался только один свободный аналог: Римская сфера познания.

Попробуем поискать в свойствах дороги ассоциации на Римское (научное) мышление.

Ну, во-первых, научное мышление является научно-материалистическим, - а значит его рассуждения строятся на видимом, материальном.

В нашем случае зерно упавшее при дороге, лежит на открытом месте, на поверхности.
И это - в противовес вспаханной, приготовленной земле сердца, когда над ней производится подготовительный труд.

Мы можем сказать что дорога - тип земли совершенно не связанный с посевом.
Если каменистую или тернистую землю ещё можно обработать и подготовить под посев, то дорога в принципе для этого не предназначена.

Разумеется, таково состояние научного атеизма.
Поэтому о зерне посеянном при дороге сказано, что у слышащих проповедь сатана тотчас похищает Слово, без каких либо временных успехов, как то есть у представителей каменистой или тернистой земли.

И во-вторых, имеется более тонкий образ дороги.
Дорога подразумевает линейное поступательное движение в познании.
То есть мы имеем пример чёткой логики рассуждений, которая движется от предыдущего - к последующему, не уклоняясь ни влево ни вправо, и не меняя направление движения.

Такова особенность построения строго обоснованных научных рассуждений.

Итак, мы проложили связи и обнаружили три сферы познания, которые охватывает Евангельское учение, освидетельствуя тем самым свою универсальность.

Евангелие не только покрывает Писание, но выходит за его рамки, распространяя истину познания Бога в науку и философию.

А это совершенно меняет картину Писания и познания.