Сообщение от Ilia Krohmal
Посмотреть сообщение
Продолжим, и подведём первые итоги разбора 12-ти колен.
Итак первая четвёрка сынов Лии, посредством текстовых приёмов, выделена Писанием в отдельную группу.
Но что Писание хочет этим показать?
В поисках единого смысла, лежащего в основе выделения в особую группу, мы обнаружили удивительное созвучие последовательности имён персонажей с формированием веры:
"увидел" (Рувим) - "услышал" (Симеон) - "прилепился" (Левий) - "восхвалил" (Иуда).
Увидел смысловой образ Иисуса Христа;
Услышал Слово веры;
Прилепился - принял сердцем;
Восхвалил - восхвалил словом исповедания;
Сравним:
Последнее замечание о хвалящемся Господом замечательным образом передаёт полный круг явления Слова, которое вверено Иудеям, а также является иллюстрацией спасения, "которое от Иудеев" (Иоанна 4:22).
Отметим, что понятие "хвала" выражает приближение к истине, к Богу.
Вот какого рода хвала заложена в рождение Иуды!
Заметим также, что эта четвёрка относится к Моисею, пророкам, и псалмам, - то есть к сфере невидимого, свидетельствующего о Замысле спасения видимого.
Далее идёт четвёрка сыновей, рождённых от служанок, причём первые два рождены по "зависти" - в стремлении уподобиться невидимому.
Дан выражает притязания на невидимое, а Неффалим - решение этой проблемы в виде иных языков.
Гад связан со Словом Благодати, а Асир - с женским типом пророчествования - пророчествования от плоти Иисуса Христа.
Наблюдая за этой четвёркой, мы сделали вывод что она связана с языком.
В таком случае, вырисовывается прелюбопытнейшая картина, когда к цепочке "вижу", "слышу", "прилепляюсь сердцем", "хвалю", добавляется язык исповедания веры, выраженный аж четырьмя разными проявлениями: язык суда или даже проклятия (Дан), иной язык (Неффалим), язык благословения, благодати (Гад), и язык пророчествования женского типа (Асир).
Не в этом ли кроется разнообразие исповеданий, прославляющих Бога:
Сделав эти наблюдения, мы подбираемся к совершенно не исследованному ранее понятию "служанка".
У служанок, упомянутых в Библии, есть нечто общее: они не просто обращаются вовне, а служат инструментом осуществления во внешней среде воли своих хозяев.
Понятно, что женский тип этого понятия определяет его служение во внешнюю среду.
Однако в нашем случае внешнее служение Валлы и Зелфы усиливается вдвойне за счёт того, что их хозяйки - также женского типа.
И если их хозяйки соотносятся с Писанием, то естественным образом служанкой Писания становится смысловой язык Слова, принимающий на себя двойную нагрузку или двойную спираль внешнего служения.
Язык, в отличие от носа, очей и ушей, работает не на приём, а на отдачу: от избытка сердца говорят уста.
Поэтому служанка, исполняющая поручения хозяйки, носит вовне то понимание Писания, которое в сердце.
Какое понимание Писания имеет человек - то и доставляет к слушающим служанка-язык.
Язык опасен тем, что сказанное горькое слово вновь возвращается вовнутрь через слышание своих слов, многократно усиливая сердечный негатив.
Так или иначе, а целых четыре (!) колена выражают разные аспекты языка Слова.
Далее идут Иссахар и Завулон, образующие соотношение "5-6", относящееся к нисходящей части пути Христова.
Но читатель знает, что покой наступает на седьмом шаге, а по линии Лии седьмого сына нет.
Это свидетельствует, что дело не доведено до конца, поскольку нет явления в видимое Иисуса Христа пришедшего во плоти, дабы замкнуть круг Целостности и тем самым дать Покой.
Вместо сына, Лия рождает дочь Дину ("суд", "отмщение", "воздаяние").
Возможно, Дина указывает на Слово обетования Покоя, чем и совершается воздаяние, суд, по истине Писания в лице Иисуса Христа пришедшего во плоти.
Наконец последнее, что мы рассмотрели - линия Рахили, линия Евангелия Иисуса Христа.
Мы определились с язычниками и Иудеями, соединёнными в Плоти Иисуса Христа.
Линия язычников представлена Манассией и Ефремом, а линия Иудеев - Иосифом и Вениамином.
Иосиф представляет собой смысловой образ Иисуса Христа, то есть образ Слова, выведенный из повествования, а Вениамин - тот же образ, восстановленный из состояния разбиения - то есть отдельных начертаний, букв иврита, имеющих собственный внутренний смысл.
К сожалению, в отношении отличий Манассии и Ефрема, отвечающих за языческую линию, пока сказать нечего.
Будем двигаться дальше, и разберём ещё одно важное место, где двенадцать колен расставлены по своим смыслам для благословения и проклятия.
Продолжение следует
Порядок | Колено | Сторона света | От кого |
1. | Рувим | Юг | Лия |
2. | Симеон | Юг | Лия |
3. | Левий | -------- | Лия |
4. | Иуда | Восток | Лия |
7. | Дан | Север | Валла (Рахили) |
8. | Неффалим | Север | Валла (Рахили) |
9. | Гад | Юг | Зелфа (Лии) |
10. | Асир | Север | Зелфа (Лии) |
5. | Иссахар | Восток | Лия |
6. | Завулон | Восток | Лия |
11. | Иосиф | Запад | Рахиль |
12. | Вениамин | Запад | Рахиль |
13. | Манассия | Запад | Асенефа |
Но что Писание хочет этим показать?
В поисках единого смысла, лежащего в основе выделения в особую группу, мы обнаружили удивительное созвучие последовательности имён персонажей с формированием веры:
"увидел" (Рувим) - "услышал" (Симеон) - "прилепился" (Левий) - "восхвалил" (Иуда).
Увидел смысловой образ Иисуса Христа;
Услышал Слово веры;
Прилепился - принял сердцем;
Восхвалил - восхвалил словом исповедания;
Сравним:
"1. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о слове жизни"(1-е Иоанна 1:1)
"8.Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем.
9. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению"(Римлянам 10:8-10)
9. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению"(Римлянам 10:8-10)
"17. Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия"(Римлянам 10:17)
"30. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
31. чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом»"(1-е Коринфянам 1:30,31)
31. чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом»"(1-е Коринфянам 1:30,31)
Отметим, что понятие "хвала" выражает приближение к истине, к Богу.
Вот какого рода хвала заложена в рождение Иуды!
Заметим также, что эта четвёрка относится к Моисею, пророкам, и псалмам, - то есть к сфере невидимого, свидетельствующего о Замысле спасения видимого.
Далее идёт четвёрка сыновей, рождённых от служанок, причём первые два рождены по "зависти" - в стремлении уподобиться невидимому.
Дан выражает притязания на невидимое, а Неффалим - решение этой проблемы в виде иных языков.
Гад связан со Словом Благодати, а Асир - с женским типом пророчествования - пророчествования от плоти Иисуса Христа.
Наблюдая за этой четвёркой, мы сделали вывод что она связана с языком.
В таком случае, вырисовывается прелюбопытнейшая картина, когда к цепочке "вижу", "слышу", "прилепляюсь сердцем", "хвалю", добавляется язык исповедания веры, выраженный аж четырьмя разными проявлениями: язык суда или даже проклятия (Дан), иной язык (Неффалим), язык благословения, благодати (Гад), и язык пророчествования женского типа (Асир).
Не в этом ли кроется разнообразие исповеданий, прославляющих Бога:
"10. дабы пред именем иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца"(Филиппийцам 2:10,11)
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца"(Филиппийцам 2:10,11)
У служанок, упомянутых в Библии, есть нечто общее: они не просто обращаются вовне, а служат инструментом осуществления во внешней среде воли своих хозяев.
Понятно, что женский тип этого понятия определяет его служение во внешнюю среду.
Однако в нашем случае внешнее служение Валлы и Зелфы усиливается вдвойне за счёт того, что их хозяйки - также женского типа.
И если их хозяйки соотносятся с Писанием, то естественным образом служанкой Писания становится смысловой язык Слова, принимающий на себя двойную нагрузку или двойную спираль внешнего служения.
Язык, в отличие от носа, очей и ушей, работает не на приём, а на отдачу: от избытка сердца говорят уста.
Поэтому служанка, исполняющая поручения хозяйки, носит вовне то понимание Писания, которое в сердце.
Какое понимание Писания имеет человек - то и доставляет к слушающим служанка-язык.
Язык опасен тем, что сказанное горькое слово вновь возвращается вовнутрь через слышание своих слов, многократно усиливая сердечный негатив.
Так или иначе, а целых четыре (!) колена выражают разные аспекты языка Слова.
Далее идут Иссахар и Завулон, образующие соотношение "5-6", относящееся к нисходящей части пути Христова.
Но читатель знает, что покой наступает на седьмом шаге, а по линии Лии седьмого сына нет.
Это свидетельствует, что дело не доведено до конца, поскольку нет явления в видимое Иисуса Христа пришедшего во плоти, дабы замкнуть круг Целостности и тем самым дать Покой.
Вместо сына, Лия рождает дочь Дину ("суд", "отмщение", "воздаяние").
Возможно, Дина указывает на Слово обетования Покоя, чем и совершается воздаяние, суд, по истине Писания в лице Иисуса Христа пришедшего во плоти.
Наконец последнее, что мы рассмотрели - линия Рахили, линия Евангелия Иисуса Христа.
Мы определились с язычниками и Иудеями, соединёнными в Плоти Иисуса Христа.
Линия язычников представлена Манассией и Ефремом, а линия Иудеев - Иосифом и Вениамином.
Иосиф представляет собой смысловой образ Иисуса Христа, то есть образ Слова, выведенный из повествования, а Вениамин - тот же образ, восстановленный из состояния разбиения - то есть отдельных начертаний, букв иврита, имеющих собственный внутренний смысл.
К сожалению, в отношении отличий Манассии и Ефрема, отвечающих за языческую линию, пока сказать нечего.
Будем двигаться дальше, и разберём ещё одно важное место, где двенадцать колен расставлены по своим смыслам для благословения и проклятия.
Продолжение следует
Вот что археологи узнали из своих раскопок на Земле Израиля:
Израильтяне никогда не были в Египте, не бродили по пустыне, не покорили землю в военном походе, их бог не передал эти земли 12 коленам Израиля.
Возможно, еще труднее проглотить тот факт, что объединенная монархия Давида и Соломона , которая описывается в Библии как региональная держава, была в лучшем случае небольшим племенным царством .
И для многих будет неприятным потрясением узнать, что у Бога Израиля, Иеговы , была женская супруга, и что ранняя израильская религия приняла монотеизм только в период ослабления монархии, а не на горе Синай. Большинство из тех, кто занимается научной работой во взаимосвязанных сферах Библии, археологии и истории еврейского народа - и когда-то ушел в "поле" в поисках доказательств, подтверждающих библейскую историю, - теперь согласны с тем, что исторические события, связанные с различными этапами появления еврейского народа кардинально отличаются от того, что рассказывает официальная история.
Далее следует краткое изложение краткой истории археологии с акцентом на кризисах и, так сказать, "Большом взрыве" за последнее десятилетие. Критический вопрос об этой археологической революции еще не дошел до общественного сознания, но его нельзя игнорировать.
Изобретая библейские истории.
Археология Палестины развивалась как наука относительно поздно, в конце 19- го и начале 20- го века, в тандеме с археологией имперских культур Египта , Месопотамии , Греции и Рима . Эти ресурсоемкие державы были первой целью исследователей, которые искали впечатляющие свидетельства из прошлого, стоящие обычно на службе у крупных музеев в Лондоне, Париже и Берлине. Этот этап фактически прошел над Палестиной с ее фрагментарным географическим разнообразием. Условия в древней Палестине были негостеприимны для развития обширного королевства, и, конечно, никакие демонстрационные проекты, такие как египетские святыни или месопотамские дворцы, не могли быть установлены там. На самом деле археология Палестины возникла не по инициативе музеев, а из религиозных мотивов.
Основным толчком к археологическим исследованиям в Палестине были отношения страны со Священным Писанием . Первые "экскаваторы" в Иерихоне и Сихеме (Наблус) были библейскими исследователями, которые искали остатки городов, упомянутых в Библии. Археология получила импульс с деятельностью Уильяма Фоксвелла Олбрайт, кто освоил археологию, историю и лингвистику Земли Израиля и древнего Ближнего Востока. Олбрайт , американец, чей отец был священником чилийского происхождения, начал раскопки в Палестине в 1920-х годах. Его заявленный подход состоял в том, что археология была основным научным средством опровержения критических утверждений против исторической правдивости библейских историй, в частности, из школы Веллхаузена в Германии. Школа библейской критики ,которая была основана в Германии начиная со второй половины 19 - го века, из которой Джулиан Wellhausen
был ведущей фигурой и который оспаривал правдивость библейских историй и утверждал, что библейская историография была сформулирована и в значительной степени фактически « изобретена » во время вавилонского изгнания. Исследователи Библии, в частности, немцы, утверждали, что история евреев , как последовательная серия событий, начиная с Авраама , Исаака и Иакова , и вплоть до переезда в Египет , порабощения и исхода, и заканчивая завоеванием Земли и поселением колен Израилевых были не более, чем поздней реконструкцией событий с богословской целью .
Олбрайт считает, что Библия является историческим документом, который, хотя и прошел несколько этапов редактирования, тем не менее в основном отражает древнюю реальность. Он был убежден, что, если бы древние останки Палестины были раскрыты, они предоставили бы однозначное доказательство исторической правды о событиях, касающихся еврейского народа на его земле.
Библейская археология, разработанная Олбрайтом и его учениками, которые провели серию обширных раскопок важных библейских муниципалитетов : Мегиддо, Лахиш, Гезер, Сихем (Наблус), Иерихон, Иерусалим, Ай, Гивон, Бейт-Шеан, Бейт-Шемеш, Хацор, Таанах и другие. Путь был прямым и ясным: каждое обнаруженное открытие будет способствовать построению гармоничной картины прошлого.
Археологи, которые с энтузиазмом приняли библейский подход, отправились на поиски «библейского периода »:
Период патриархов, когда
ханаанские города, которые были разрушены израильтянами,тогда они завоевывали землю:
Границ 12 колен Израиля.
Участков поселкового периода, характеризуемые «поселением керамики».
"Врат Соломона" в Асоре, Мегиддо и Гезере.
"Конюшен Соломона" (или Ахава).
«Шахт царя Соломона» в Тимне - и есть те, кто все еще усердно трудится и нашел гору Синай (на горе Каркум в Негеве) или алтарь Иисуса Навина на горе Эбаль.
Кризис.
Постепенно на картине официальной истории начали появляться трещины . Как это ни парадоксально, была создана ситуация, в которой избыток открытий начал подрывать историческую достоверность библейских описаний, а не укреплять их. Кризисная стадия достигается, когда теории в рамках общего тезиса не способны решить все большее число аномалий. Объяснения становятся громоздкими и не элегантными, а кусочки не сливаются друг с другом плавно. Вот несколько примеров того, как гармоничная картина рухнула.
Исход из Египта, странствия по пустыне и горе Синай:
Во многих египетских документах, которые у нас есть, ничего не говорится о присутствии израильтян в Египте, а также ничего не говорится о событиях исхода. Во многих документах упоминается обычай кочевых пастухов въезжать в Египет в периоды засухи и голода и разбивать лагерь на краю дельты Нила. Однако это не было еденичным явлением: такие события происходили часто на протяжении тысячелетий и вряд ли были исключительными.
Поколения исследователей пытались обнаружить гору Синай и станции племен в пустыне. Несмотря на эти интенсивные усилия, не было найдено ни одного селения, которое бы соответствовало библейскому описанию.
Потенциал традиции в настоящее время побудил некоторых исследователей «открыть» гору Синай в северной части Хиджаз или, как уже упоминалось, на горе Каркум в Негеве. Эти центральные события в истории израильтян не подтверждаются документами, внешними по отношению к Библии, или археологическими находками. Большинство историков сегодня согласны с тем, что в лучшем случае пребывание в Египте и изгнание произошло несколькими семьями и что их личная история была расширена и «национализирована», чтобы соответствовать потребностям богословской идеологии.
Одним из определяющих событий народа Израиля в библейской историографии является история о том, как земля была завоевана хананеями. И все же чрезвычайно серьезные трудности возникли именно в попытках найти археологические доказательства этой истории.
Повторные раскопки, проведенные различными экспедициями в Иерихоне и Ай, двух городах, завоевание которых подробно описано в Книге Иисуса Навина , оказались весьма разочаровывающими. Несмотря на усилия "экскаваторов" , выяснилось, что в конце 13- го века до нашей эры, в конце позднего бронзового века, что является согласованным периодом для завоевания, не было ни одного города, и, конечно, не было стен, которые могли бы быть разрушены. Естественно, объяснения были даны для этих аномалий. Некоторые утверждали, что стены вокруг Иерихона были смыты дождем, в то время как другие предположили, что ранее стены были разобранв и, что касается Ай , было заявлено, что оригинальная история фактически ссылалась на завоевание близлежащего Бейт-Эль и была "передана" Ай более поздними редакторами Библии.
Библейские ученые четверть века назад предположили, что истории о завоеваниях следует рассматривать как этиологические легенды, и не более того. Но поскольку все больше и больше мест было обнаружено, и выяснилось, что эти места вымерли или были просто заброшены в разное время, был сделан вывод о том, что нет фактической основы для библейской истории о завоевании израильскими племенами в ходе военной кампании во главе с Джошуа Навином.
Ханаанские города:
Библия увеличивает силу и укрепления ханаанских городов, которые были завоеваны израильтянами: «великие города со стенами до небес» (Второзаконие 9: 1).
На практике все обнаруженные участки оказались остатками неукрепленных поселений , которые в большинстве случаев состояли из нескольких сооружений или дворца правителя, а не из подлинного города. Городская культура Палестины в позднем бронзовом веке распалась в процессе, который длился сотни лет и не проистекал из военных завоеваний. Более того, библейское описание несовместимо с геополитической реальностью в Палестине.
Палестина находилась под властью Египта до середины 12- го века до нашей эры. Административные центры египтян были расположены в Газе, Яффо и Бейт-Шеане. Египетские находки были также обнаружены во многих местах по обе стороны реки Иордан. Это поразительное присутствие не упоминается в библейском повествовании, и ясно, что оно было неизвестно автору и его редакторам.
Археологические находки явно противоречат библейской картине : ханаанские города не были « великими », не были укреплены и не имели « высоких стен ». Героизм победителей, немногих против многих и помощь Бога, который боролся за Свой народ, является теологической реконструкцией, лишенной какой-либо фактической основы.
Происхождение израильтян:
Слияние выводов, сделанных из эпизодов, связанных с этапами, на которых возник народ Израиля, привело к обсуждению основного вопроса: личности израильтян . Если нет никаких доказательств исхода из Египта и путешествия по пустыне, и если история о военном завоевании укрепленных городов была опровергнута археологией, то кем были эти израильтяне? Археологические находки подтвердили один важный факт: в начале железного века (начавшегося спустя некоторое время после 1200 г. до н.э.), стадии, которая идентифицируется с «периодом поселения», в районе центральной части холма были созданы сотни небольших поселений. Земля Израиля, населенная фермерами, которые обрабатывали землю или выращивали овец.
Если они не пришли из Египта , каково происхождение этих поселенцев ? Исраэль Финкельштейн , профессор археологии в Тель-Авивском университете, предположил, что эти поселенцы были пастухами, которые бродили в этом холмистом районе в течение всего позднего бронзового века (могилы этих людей были найдены без поселений). Согласно его реконструкции, в позднем бронзовом веке (который предшествовал железному веку) пастухи поддерживали бартерную экономику мяса в обмен на зерно с жителями долин. С распадом городской и сельскохозяйственной системы в низине кочевники были вынуждены производить свое собственное зерно, и, следовательно, возник стимул для поселений.
Название « Израиль » упоминается в одном египетском документе периода Мернепта , царя Египта, датируемого 1208 годом до нашей эры:
«Разграблен Ханаан со всем злом, Аскалон взят, Гезер захвачен, Йеноам стал таким, каким он никогда не был, Израиль опустошен, его семя нет».
Merneptah относится к стране под своим ханаанским названием и упоминает несколько городов королевства, а также этническую группу вне города. Согласно этим свидетельствам, термин « Израиль » был дан одной из групп населения, которые проживали в Ханаане к концу позднего бронзового века, по-видимому, в центральной части холма, в районе, где позднее будет создано Королевство Израиль.
Царство без имени.
Единая монархия:
Археология была также источником, который вызвал изменение относительно реконструкции действительности в период, известный как "объединенная монархия" Дэвида и Соломона . Библия описывает этот период как зенит политической, военной и экономической мощи народа Израиля в древние времена.
После завоеваний Давида империя Давида и Соломона простиралась от реки Евфрат до Газы («потому что он контролировал весь регион к западу от Евфрата, от Тифсы до Газы, всех царей к западу от Евфрата», 1 Царств 5 : 4). Археологические находки на многих объектах показывают, что строительные проекты, относящиеся к этому периоду, были скудными по объему и мощности.
Три города Асор , Мегиддо и Гезер , которые упоминаются среди строительных предприятий Соломона, были тщательно раскопаны на соответствующих уровнях. Только около половины Hazor, Верхняя секция была укреплена, занимая площадь всего 30 дунамов (7,5 акров), из общей площади 700 дунамов, которая была заселена в бронзовом веке. В Гезере была, по-видимому, только цитадель, окруженная стеной каземата, покрывающей небольшую площадь, в то время как Мегиддо не был укреплен стеной.
Картина становится еще более сложной в свете раскопок, проводимых в Иерусалиме , столице объединенной монархии. Большие части города были раскопаны за последние 150 лет. В результате раскопок были обнаружены впечатляющие остатки городов Среднего бронзового века и II железного века.(период царства Иудейского). Со времен единой монархии (даже согласно согласованной хронологии) не было найдено никаких построек, только несколько черепков глиняной посуды.
Учитывая сохранение останков более ранних и более поздних периодов, ясно, что Иерусалим во времена Давида и Соломона был небольшим городом, возможно, с небольшой цитаделью для царя, но в любом случае он не был столицей империи, как описано в Библии. Этот маленький вождь является источником названия « Бет Давид», упомянутого в более поздних арамейских и моавитских надписях. Авторы библейского повествования знали Иерусалим в 8- мвека до н.э., с его стеной и богатой культурой, остатки которой были найдены в различных частях города, и спроектировал эту картину еще в эпоху единой монархии. Предположительно Иерусалим приобрел свой центральный статус после разрушения Самарии , своего северного соперника, в 722 году до нашей эры.
Археологические находки хорошо согласуются с выводами критической школы библейской науки. Давид и Соломон были правителями племенных царств, которые контролировали небольшие районы: первый в Хевроне, а второй в Иерусалиме. Одновременно на Самарийских холмах стало образовываться отдельное царство, что находит выражение в рассказах о Царстве Саула . Израиль и Иудея были с самого начала двумя отдельными, независимыми царствами, и порой находились в состязательных отношениях. Таким образом, великая объединенная монархия является воображаемым историософским творением , которое было создано в период Иудейского царства в самое раннее время. Пожалуй, самым решающим доказательством этого является тот факт, что мы не знаем названия этого королевства.
Сколько именно богов было у Израиля ? Наряду с историческими и политическими аспектами существуют также сомнения в достоверности информации о вере и поклонении. Вопрос о дате принятия монотеизма царствами Израиля и Иудеи возник с открытием надписей на древнем иврите, в которых упоминается пара богов: Иегова и его жена Ашера .
В двух местах, Кунтилиет Айруд, в юго-западной части района холма Негев, и в Хирбет-эль-Ком в предгорье Иудеи, были найдены еврейские надписи, в которых упоминается:
"Иегова и его Ашера".
"Иегова Шомрон и его Ашера".
"Иегова Теман и его Ашера".
Авторы были знакомы с парой богов, Иеговой и его супругой Ашерой , и посылали благословения от имени пары. Эти надписи, датируемые 8- м веком до н.э., указывают на то , что монотеизм как государственная религия фактически является новшеством периода Иудейского царства после разрушения Царства Израильского . Археология Земли Израиля завершает процесс , который сводится к научной революции в своей области. Археология готова противостоять открытиям библейской науки и древней истории. Но в то же время мы наблюдаем удивительное явление, в котором все это
просто игнорируется израильской научной публикой . Многие из результатов, упомянутых здесь, были известны на протяжении десятилетий . Профессиональная литература в области археологии, Библии и истории еврейского народа адресована науке в десятках книг и сотнях статей. Даже если не все ученые принимают отдельные аргументы, которые приводят приведенные мной примеры, большинство приняло их основные положения...
Проф. Zeev Herzog.