Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Найти и познать природу и механизм действия силы воскресения - как можно не стремиться к этому, если познание Бога приводит к обретению силы Божией?

И даже обретя её, ты не являешься её хозяином, ибо она действует по своему уставу, которому ты подчиняешься в страхе и трепете.

Но давайте по порядку.
Павел пишет, что желает познать её:
"10. чтобы познать Его, и силу [дЮнамин] воскресения Его..."(Филиппийцам 3:10)
В то же время, он признаёт, что она действует в нём:
"27. которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28. Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29. для чего я и тружусь и подвизаюсь силою [дюнАмэй] Его, действующею во мне могущественно"(Колоссянам 1:27-29)
Павел проповедует Христа внутреннего, для чего сочетает две вещи: первое - учит и вразумляет, и второе - присоединяется (подвизается) к силе воскресения.

Как он это делает?
В первом послании к Коринфянам он даёт такие объяснения:
"1. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
2. ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
3. и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5. чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией"(1-е к Коринфянам 2:1-5)
Здесь придётся внести поправки по исходнику, поскольку (см. стих 1) Павел возвещает не свидетельство, а тайну Бога, которая, как поясняет Апостол, есть Христос в нас, упование славы:

"1. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам тайну Бога не в превосходстве слова или мудрости,
2. ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
3. и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы [дюнАмэос],
5. чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе [дюнАмэй] Божией"(1-е к Коринфянам 2:1-5)
Если мы посмотрим на слово αποδείξει (аподЭйксэй), которое перевели как "явление", то в первую очередь бросается в глаза, что во всём Новом Завете оно употребляется только здесь.
В то время как в остальных случаях, когда написанное переводят словом "явление", это базируется на αποκαλύψει (апокалЮпсэй) - знаменитое "открытие", "обнажение", "откровение".

Исходник содержит иной вариант - "в указании духа и силы".
Это несколько меняет вопрос, и чтобы не ходить вокруг да около, рассмотрим все варианты значения αποδείξει (аподЭйксэй):

1) показывание (
των υπο γαίας Эврипид (480-405 гг. до н.э.));
2)
изложение, повествование, рассказ (ιστορίης Геродот (484-424 гг. до н.э.); της αρχης της των Αθηναίων Фукидид (460-400 гг. до н.э.); περί τινος и περί τι Платон (427-347 гг. до н.э.));
3) доказательство, довод (απόδειξιν ποιειν и ποιεισθαι Лисий (445-378 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), λέγειν Платон (427-347 гг. до н.э.), φέρειν Полибий (204-122 гг. до н.э.) и διδόναι Плутарх (40-120 гг. до н.э.)): απόδειξις εις το αδύνατον и δια τοũ αδυνάτου Аристотель (384-322 гг. до н.э.)доказательство от противного;
4) дедуктивное (силлогистическое) доказательство (μανθάνομεν η επαγωγη̣ η αποδείξει Аристотель (384-322 гг. до н.э.));
5) исполнение, свершение (μεγάλων έργων Геродот (484-424 гг. до н.э.); μεγάλης αρετης Плутарх (40-120 гг. до н.э.)).


Прежде чем анализировать эти значения, нужно принять во внимание тот факт, что Павел для объяснения механизма силы (дЮнамис) в его проповеди и слове, использует понятие, которое не встречается более нигде.

Из этого вытекает, что это понятие содержит особый смысл, который сложно или невозможно выразить иными словами.

Взглянув на пять вариантов употребления этого понятия, можно заметить общую черту: оно свидетельствует о некоем процессе работы с определённым материалом.
Причём этот процесс венчается результатом, а не просто существует сам по себе.

Стронг приводит такое пояснение: В греческой риторике это слово обозначает общий вывод, сделанный на основании предположений и предпосылок.

Но если Павел, противопоставляя свои слова и свою проповедь убедительным словам человеческой мудрости (которые подразумевают риторику и красноречие), использует для пояснения как раз-таки риторическое понятие, описывающее метод убеждения, то это невозможно объяснить иначе как использованием схемы этого метода для иллюстрации духовных вопросов.

Так в чём схема этого метода?
Обратимся снова к значениям понятия αποδείξει (аподЭйксэй), используя пояснения Стронга.

Мы видим что они описывают предположения и предпосылки как почву для выведения связей, подводящих слушателя к нужному выводу.

Фактически, именно процессом выведения или прокладывания связей к нужному выводу Павел описывает механизм силы.

Если ещё проще: сила - в смысловых связях. Можно сказать, смысловые связи и есть сила, сила воскресения.

Читатель понимает о чём речь?
Павел располагает или расставляет места Писания в должном порядке, чтобы слушатель
увидел и осознал смысловые связи между ними, через что и высвобождается сила воскресения.

Сила воскресения - сила связей между низом и верхом, между смысловой тенью и её оригиналом.

Этот важнейший вывод позволяет нам приступить к рассмотрению богатейшего материала примеров употребления понятия сила δύναμις (дЮнамис), коих в Новом Завете более ста двадцати.