Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Чем долготерпение отличается от терпения?
Типовой ответ - продолжительностью.
Но это не так, совсем не так.

У пары "терпение - долготерпение" есть смысловой дублёр: "надежда - сверх надежды с надеждою".

Переход от "надежды" в: "сверх надежды, с надеждою" является качественным скачком, а не простым наращиванием прежнего.

Писание продемонстрировало этот переход на образе Сарры и Авраама.
Они находились в зоне надежды, пока Сарра могла иметь детей.

Но когда этот период закончился, и рассчитывать на естественную готовность больше невозможно, они вошли на территорию "сверх надежды, с надеждою".

И как прежде, напомню постоянному читателю, что одно и то же качество - в данном случае долготерпение - вырабатывается либо на малом внутреннем круге Писания, либо на Большом внешнем круге обывательской жизни в мире.

Поскольку христиан, посвятивших себя Писанию целиком так, что вся жизнь проходит с книгой - единицы, - то на практике мы имеем сочетание малого внутреннего и большого внешнего круга, причём с перевесом в сторону большого круга.

Поэтому объяснить смысл обстоятельств, призванных выработать долготерпение, проще на примере большого круга.

Здесь "сверх надежды с надеждою" возникает когда больше нет людей, нет обстоятельств, нет логики естественного развития вещей, которая могла бы встать на твою сторону и показать варианты осуществления ожидаемого.
Остаётся только "сдаться" на милость Бога, расслабиться и успокоиться, под давлением сложившегося бытия.

Этот опыт доверия сверх доверия, переворачивает веру так, что она возносится над рассудком, которому не за что зацепиться даже на уровне духовной логики вещей, и возлагает упование на свойства Божеского естества.

Здесь вера рассуждает, рассматривая невидимое посредством невидимого.
Она говорит: Бог верен и Он вездесущ, и Он Вседержитель, и Он Всеведущий.
Я не знаю как, я не вижу даже духом как Он это сделает, но я знаю что Он Себя отречься не может, не может выйти из Своих свойств.

Он верен Своему Слову и обещанию; свойства Божеского естества есть Бог, Который Самим Собою проходит через Бытие и организует духовную логику развития вещей для осуществления ожидаемого.

Нет верности Бога - значит и Бога нет.
Нет вездесущности Бога - значит и Бога нет.
Нет Вседержительности Бога - значит и Бога нет.

Но Бог ЕСТЬ, значит все Его свойства действуют во всей полноте, в каждой точке духовного Бытия.
Поэтому я не знаю как, я не вижу как, но Бог это делает и осуществляет, и я верю с надеждою сверх надежды.

Я верил с надеждою, когда понимал и видел духом, как это осуществляется согласно учению.
Ныне я верю с надеждою сверх прежней надежды, когда я не вижу и не понимаю, но смотрю на Самого Бога в Его свойствах, на то что Себя Он отречься не может. Аминь.