Сообщение от Ilia Krohmal Посмотреть сообщение
Проводник.

Иуда излишний, и в какой-то степени нелепый персонаж Евангельского повествования.
Эта мысль не нова, и суть её в том, что схватить Христа без участия Иуды не представлялось проблемой.

В целом, при изучении Евангелий складывается впечатление, что излишество персонажа Иуды нарочно выделяется посредством наивности внешнего повествования, граничащего с глупостью.

Вот, к примеру, такое:

55. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня(Матфея 26:55)
Так же и вне храма Иисус собирался с учениками в одних и тех же местах.
Найти и схватить его, было совершенно не сложно.

Но это только полдела.
Те же люди, которых он учил ежедневно в храме, в момент его взятия предстают как беспамятные:

48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его(Матфея 26:48,49)

Что же это такое? Ежедневно видя и слушая Христа в храме, зная его, эти люди ждут, когда Иуда покажет им Иисуса (!).
Этот бред, повторяющийся в трёх Евангелиях синоптиков, мы расцениваем как завуалированную и важную подсказку Евангелистов.

Давайте взглянем, что говорится об Иуде в книге Деяний:

15. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16. (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17. он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего(Деяния 1:15-17)

Греческое οδηγοũ (годэгУ), переведённое как вождь, означает поводырь, проводник, и употребляется в Новом Завете всего пять раз (Мф 15:14; Мф 23:16; Мф 23:24; Деян 1:16; Рим 2:19), для описания поводырей слепых.

Вопрос в том, был ли Иуда слепым поводырём слепых, или зрячим поводырём слепых?

Вопрос по поводу слепоты ищущих взять Иисуса, мы только что обсуждали. Они определённо слепы; когда же Иуда поцеловал Христа внезапно узнали его.

Всё это попахивает какой-то фантасмагорией, и нам нужно взять себя в руки, введя как постулат, что мы имеем дело с неким принципом, иллюстрированным на участниках сцены, - и, в первую очередь, на Иуде.


Введение принципа передачи как элемента учения, поднимает вопрос о правилах передачи.
Действительно, если даже взять, что именно Иуда должен передать Христа, то неужели акт передачи не имеет никакой роли, и происходит по принципу где и как будет удобно, по обстоятельствам?

На деле, ситуация складывается наоборот, и акт передачи, с условным знаком распознания Христа, выглядит как замысел.

Сейчас нам важно понять, какие свойства имеет Иуда, если только он может совершить акт приёма-передачи.

На первый взгляд, действительно может показаться, что Иуда искал удобного случая (Матф.26:16) предать Христа.
Однако мы имеем дело с буквой смысла, и удобный случай - лишь ширма, скрывающая нечто более глубокое.

Давайте вспомним, что первосвященники и старейшины боялись народа (Луки 22:2) и хотели взять Иисуса хитростью (Матф.26:4).
Соседство этих двух слов взять и хитростью весьма интересно.

Первое - κρατέω (взять) имеет такие значения:
1. властвовать, господствовать, обладать силой;
2. овладевать, захватывать, брать, схватывать;
3. держать, удерживать;

Добавим к этому подробность, упоминаемую в Евангелиях: Сын Человеческий должен быть предан в руки (Матф. 17:22; Марка 9:31; Луки 9:44) человеческие.

Второе слово - δόλος (хитрость) означает:
1. приманка, ловушка, западня;
2. переносное: хитрость, обман, коварство, лукавство, лесть;

Сведём сказанное в вероятный смысл, который возьмём в разработку: заманить Христа в ловушку, которая позволит обрести над ним власть и способность держать его в своих руках.

При всей витиеватости сказанного, это поможет нам сузить круг поисков, так как сводит вопрос к свойствам Сына Человеческого, свойствам Иуды Искариота и их взаимодействию между собой в момент поцелуя.


Поцелуй.

Соединение устами к устам несёт очевидный смысл единства. Но единство чего?
На этот счёт Писание скупо, но всё же Соломон излагает такие поучения:

26. В уста целует, кто отвечает словами верными(Притчи 24:26)
Ещё:

5. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
6. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего(Притчи 27:5,6)


Мы видим, что поцелуй является свидетельством любви, которая в свою очередь, означает единство левого и правого через завет.
Таково Слово Божие, единое в самом себе, и через верное разумение открывающее познание любви Божией.

Поэтому мы видим, что в обоих примерах поцелуй является смысловым дублёром Слова: Слово любви, Слово Единства освидетельствуется поцелуем.

Итак, в уста целует, кто отвечает словами верными.
Иуда:

49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его(Матфея 26:49)
Еврейское naw-ko'-akh , переведённое как верными, имеет такие значения: прямой, справедливый, верный.
Таким образом, поцелуй средство скрытой от посторонних передачи таинства учения, которое соединяет в любви и единстве своих причастников.

Сравним с контекстом увещеваний Павла:

16. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18. ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь(Римлянам 16:16-20)

Всё это звучит понятно. Но что нам делать, когда мы узнаём что в Иуду вошёл сатана? (Луки 22:3; Иоанна 13:27)

Ведь принятие в себя сатаны указывает на разворот от Сиона в сторону Синая, на появление противника Сиона.
Но ведь, именно здесь сатана служит святым в деле исполнения замысла.

Если Пётр по немощи разума скатился на плотское и был назван сатаной, то Иуда никуда не скатился: он просто использовал сатану для исполнения предназначенного.

Получается, сатана целовал Христа? Но если так, то это означает единство с сатаной, соединение с ним в поцелуе.
Но ведь подобное может соединяться лишь с подобным!

Что же получается? Если внутри поцелуй передаёт единство таинства учения, - проще говоря, духовный смысл происходящего, по Сиону, - то снаружи поцелуй передаётся от сатаны к сатане, от Синая к Синаю.
А точнее, от имеющего вид сатаны к имеющему вид сатаны.

Вспомним наши недавние выводы об уловлении Иудеев Сыном Человеческим, когда, не разумея его как Слово, пришедшее в смысловой схеме человека, они облекают его в собственные плотские измышления.

Тем самым Сын берёт на Себя грехи, можно сказать, вытаскивает их на Себя.
Таков тайный смысл взятия Сыном на Себя грехов человеческих.

Подобным образом, и в нашем случае, по тайному согласию на основе этого учения, Иуда, будучи зрячим в истинном разумении Сына Человеческого, берёт на себя вид слепого Иудея, дабы стать поводырём слепцов, видящих лишь плотское, и соединить их через себя с плотским образом Сына Человеческого.

Сочтём сказанное первым приближением, и далее обратимся к Евангелию от Иоанна.

Иоанн не пишет ничего о поцелуе, а делает упор на обмакнутом хлебе, поданном Христом Иуде, и указывающем на единство в таинстве учения.

Нас интересует сцена с передачей, описанная Иоанном.
Благодаря тому, что один и тот же принцип передачи излагается в иной форме, у нас есть шанс зайти с другой стороны.

И действительно, здесь вводятся скрытые нюансы, которые Синодальные переводчики заретушировали в стремлении согласовать контекст с синоптическими Евангелиями.

Взглянем на это:

1. Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.
2. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.
3. Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием(Иоанна 18:1-3)

На самом деле, здесь не безликий отряд воинов, а σπειραν (спЭйран) когорта.
Когорта имеет лицо, так как является организационной единицей Римской армии, и составляет десятую часть легиона.

И снова десятка!!!

Что происходит? Неужели мы имеем дело с дублирующим смыслом, причём далеко идущим.
Ибо, как помнит читатель, существует принцип, озвученный самим Христом на примере Римского динария* (* дословно состоящий из десяти), и который гласит: кесарево кесарю (10), а Богу Божье (Матф.22:21; Луки 20:25)

Хотя ничего принципиально нового в этом речении нет, так как оно воспроизводит закон притяжения подобного к подобному, но в нашем случае оно наводит на простую мысль, что в одном действии можно совместить передачу кесарева кесарю, а Божьего Богу.

И этим действием является поцелуй Иуды один из красивейших образов Писания.
Продолжим далее